On February 9, on the Sunday of the Publican and Pharisee, the Rector of St. George Church, Archpriest Igor Tarasov served the Divine Liturgy in our parish. On that day we also celebrated feast dedicated to the New Martyrs and Confessors of the Russian Church. After the readings from the Sacred Scripture the Rector preached the following homily in Russian:
«Дорогие во Христе братия и сестры! Сегодня мы начинаем готовиться к Великому посту и в храмах начинается пение Постной Триоди. Ныне мы читаем евангельскую притчу о Мытаре и Фарисее, двух людях пришедших в храм помолиться. И Господь наш Иисус Христос, рассказывавший эту притчу, нам твердо говорит, что мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели фарисей (Лк. 18, 14). То есть главная мысль сегодняшнего первого евангельского чтения состоит в том, что нам нужно смиряться и осознавать свою греховность, как это делал в притче мытарь, а не превозноситься и забывать о наших грехах, как это делал фарисей».
«Сегодня мы также празднуем Собор Новомучеников и Исповедников Русской Церкви. Мы почитаем всех претерпевших гонения за веру Христову во время безбожной власти, господствовавшей в нашем бывшем отечестве. Среди тех святых нашей Церкви были мученики, положившие свою жизнь за веру; были исповедники, то есть такие, которые терпели гонения за Христа, но не были убиты. Среди них были люди разных сословий, хотя больше всего было духовных лиц – священников и епископов. Но были и міряне, причем самые разные – от простых крестьян до самой царской семьи. Их подвиг заключался в верности Христу и Православной Церкви, в нежелании отречься от своей веры. Ведь очень часто тогда стоял такой выбор: или отречься от веры и жить или же остаться верным Христу и умереть».
«Я сегодня позволю себе начать с шутки, а потом перейти к серьезным размышлениям. Недавно прочитал такой анекдот: пришел народ в церковь на службу. Вдруг в храм врываются люди с оружием и в масках и кричат всем: «Руки вверх! Все, кто готов умереть за Христа – становитесь к стенке справа! Остальные – на выход!» Многие бегом поспешили к выходу, а часть стала к стенке. Тогда предводитель банды снимает маску, идет в алтарь и говорит священнику: «Батюшка, все верующие христиане явились: можете начинать службу». Шутка, но как много в ней правды! Вот если бы к нам так ввалились какие-то злодеи и потребовали сделать выбор? Кто бы убежал, а кто бы остался? Интересный вопрос…»
«Вот такой же выбор стоял и перед многими, кого мы сегодня вспоминаем как наших Новомучеников и Исповедников. И увы, с горечью можем отметить, что в свое время эти наши святые оказывались не в большинстве среди своих соотечественников. Многие или по убеждению или по удобству принимали и богоборческую власть и безбожный образ жизни. А многие из страха кривили душой и отказывались от религии, от Церкви. Лишь некоторые избранные решались на мученичество или исповедничество. В результате, как часто в нашей духовной жизни, случилось некое противоречие. С одной стороны, наша Церковь была почти уничтожена, почти все святыни осквернены, большинство людей, считавшихся православными, стало безбожниками или просто далекими от веры. Но с другой стороны, гонения явили твердую веру новомучеников и наша Церковь прославилась перед Господом огромным числом вот этих святых. А их подвиг стал залогом будущего Божия благословения и возрождения нашей Церкви».
«Очень важно, дорогие братия и сестры, извлекать уроки из прошлого. На то у нас и есть множество житий святых подвижников веры и благочестия. Прошлое ушло, но нам сейчас следует жить для нашего спасения, чтобы в будущем не повторять своих или чужих ошибок, о которых мы помним. Нет уже богоборческой власти в нашем бывшем отечестве. И Русская Церковь возродилась во славе и благолепии восстановленных святынь и новопостроенных храмов, во множестве людей, наполняющих их и могущих открыто исповедовать свою веру».
«Однако весьма прискорбными и тревожными остаются вещи, которые наблюдаются среди людей. С двух сторон, по-моему, сейчас попирают память святых Новомучеников. С одной стороны, есть маловеры и безбожники, которым претит Православие на Руси и которые всячески Церковь ругают и высмеивают, отвращаются от нее. Говорят, что не нужны им новые храмы, что мол духовенство ведет роскошный образ жизни. А с другой стороны, находятся люди, которые пробуют обелить злодеев-большевиков, оправдать советских безбожных правителей. Например, кое-кто чуть ли не канонизировать хочет гонителя веры Сталина».
«Недавно пришлось мне поучаствовать в одной дискуссии. Кое-кто пробовал обелить этих гонителей и использовал богословские аргументы, а именно говорил, что на том свете мы можем удивиться, увидев одесную Бога тех, кого считали злодеями. Это так: мы не имеем права судить, кто будет в раю, а кто будет осужден на адские муки. Один Господь это знает и Он будет судить. Однако если так рассуждать, то вообще стирается грань между добром и злом, между злодейством и праведностью. А это неправильно. Человек должен видеть эту грань и делать свой выбор. Ведь сегодня в Евангелии Господь явно говорит, что вот мытарь пошел из храма оправданным, а фарисей – нет. То есть грань есть и грань четкая. Вот только не всем и не всегда она видна. Фарисей считался праведным, а мытарь грешным, однако Бог судил иначе. Но в случае с претерпевшими за веру во Христа все четче и понятнее: одни умерли за веру, а другие их мучили. В ином месте Евангелия Господь говорит: «По делам их узнаете их» (Мф. 7, 16). А дела тех, кто преследовал христиан, были очевидны».
«Конечно те, кто преследовал Церковь, могли обратиться и покаяться, однако это дело каждого отдельно. В целом же в обществе советском или российском массового покаяния не произошло. Да и о личном покаянии предводителей безбожной власти мы ничего не знаем. А раз так, то какие могут быть оправдания?»
«Дорогие братия и сестры! Будем же усердно просить, чтобы в это подготовительное время к святому и Великому посту Спаситель міра, Господь наш Иисус Христос направил нас на стези спасения, научил нас смирению мытаря, показал нам, что есть истинное добро и что есть зло, укрепил нас в верном выборе истинной веры и дал нам стойкость святых наших Новомучеников и Исповедников, дабы в той вере пребыть до конца нашей земной жизни!»
During preparation for Holy Communion the choir prayerfully performed hymns from the Lenten Triodion which begin to be sung on this Sunday, starting with the words “The door of repentance open to me, o Giver of life…” The hymns dedicated to the New Martyrs and Confessors of the Russian Church were performed as well.
After the dismissal of the Liturgy the Rector said a few words in English addressing the main thoughts of his Russian homily. He also congratulated Maria Malyshev on the occasion of her past name day and handed to her the Theotokian prosphora. Traditional Polychronion (“Mnogaia leta!”) was proclaimed.
Following the Liturgy the Rector performed a Memorial service (Litia) to commemorate all the deceased who suffered during the time of godless persecutions.