Sunday of the Holy Fathers of the I Ecumenical Council

 

On May 31, on the Sunday of the Holy Fathers of the First Ecumenical Council, the Rector of St. George Church, Archpriest Igor Tarasov served the Divine Liturgy in our parish temple. The service was performed observing the restrictions imposed due to the disease outbreak. After the reading from the Holy Gospel he preached the following homily in Russian:

«Дорогие братия и сестры! В это воскресенье, 7-ю Неделю по Пасхе, мы празднуем память святых Отцов, участников I Вселенского Собора в Никее. Этот собор состоялся в 325 году, вскоре после того как Церковь Христова стала свободно жить в Римской империи, прекратились гонения на христиан и даже более того, римский император Константин сделал христианство государственной религией. Тогда обнаружилось, что христианство терзаемо уже внутренними врагами – еретиками, то есть теми, кто учил о христианской вере неправильно, проповедовал большие заблуждения, называемые ересями. Одна из таких ересей называлась арианством: ее последователи учили, что Сын Божий не равен Богу-Отцу, не единосущный с Богом-Отцом, не одной с Ним сущности. И вот первый Собор Вселенской Церкви собрался и осудил эту ересь».
«А главными двумя истинами, утвержденными Собором были те, что есть единый Бог и что Сын Божий есть Тот же Бог и Он единосущен Богу-Отцу. Сегодня в чтении святого Евангелия мы слышали эти же истины в словах Самого Спасителя. Он говорит, что жизнь вечная состоит в знании Бога и Его Сына. Дословно Христос сказал: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Итак, Господь утверждает для нас две первейшие вещи: нужно знать Бога и знать Сына Божия. Без них нет жизни вечной, нет спасения. Мы можем еще дополнить, что также важно еще знать и третье Лицо Божества – Святого Духа. О Нем мы вспомним через неделю, когда будем чествовать Пресвятую Троицу. Тогда мы будем в полноте воздавать честь Господу Богу, единому в Трех Лицах. А сейчас мы еще живем под впечатлением праздника Вознесения Господня и мы сосредоточены над мыслями о Боге-Сыне, который возвращатся к Богу-Отцу, возносясь на небо. И также созвучны этим мыслям и слова сегодняшнего Евангелия о важности знать Бога-Отца и Бога-Сына. И таким же образом забота Отцов I Вселенского Собора были не о всей Троице, а о Боге-Отце и Боге-Сыне, об их соотношении. Это тогда было перевейшее: утвердить православную веру о том, что Сын Божий есть Бог, единосущный Богу-Отцу. И жизнь вечная – это во-первых, знать Бога-Отца, а во-вторых – Бога-Сына».
«Мы сегодня, спустя много веков, благодарны Отцам I Собора за их труд и их утверждение этих первых истин Православной веры. Позже были приняты и иные истины, из которых состоит наше православное вероучение, но истины о Боге и Сыне Божием были и есть начальными. И сейчас мы также можем сказать, что спасение в первую очередь зависит от того, знает ли человек истинного единого Бога и знает ли он Сына Божия, Иисуса Христа».
«Но тогда можно задать вопрос: а как понимать слова «знать Бога»?  Нужно ли иметь о Нем какие-то знания? В какой-то мере, да. «Знать» Бога может означать, что мы должны знать эту истину веры, что есть единый Бог и что нет иных богов, кроме Него. И мы должны умом знать, что есть Сын Божий, который стал Человеком, Иисусом Христом и который есть также Бог. Это надо знать каждому христианину, но этого знания недостаточно. Ведь можно вспомнить, что и люди неверующие и беззаконные могут это знать, но вряд ли спасись одним этим знанием. Да и сам диавол все это хорошо знает, но тем не менее не спасается. Можно еще сказать, что мало знать, а надо веровать. Да, надо и веровать, а безбожники не веруют. Но веровать тоже мало. Бесы тоже веруют. И беззаконники могут веровать».
«Поэтому, дорогие братия и сестры, слова Спасителя, что жизнь вечная – «знать Бога» и «знать посланного Им Иисуса Христа» – относятся больше не к знанию умом и не к одной вере, а к познанию духовному, познанию нашим сердцем. Это знание – духовная близость, сопричастие с Господом Богом. Это вера, которая находит применение в благочестивой жизни о Господе и в исполнении Его Заповедей в жизни, Его святой воли. Это духовный опыт богопознания. Именно таковой была жизнь Божиих угодников, в том числе и Отцов I Вселенского Собора. И поэтому они, знающие Бога, ведающие Его волю, смогли выбрать верные слова для утверждения истин христианской веры».
«В наше время мы можем наблюдать как много существует различных мнений и суждений о Боге и о том, что нужно человеку. Нет уже ереси арианства, но ее идеи дальше проповедуются так наз. свидетелями Иеговы, которые не считают Иисуса Христа Богом и спорят, что если Он – Сын Божий, то уже не Бог. Но эти люди по сути не христиане. Все христиане, как православные, так и инославные веруют, что Иисус Христос – Бог, единосущный Отцу, веруют согласно вере Отцов I Вселенского Собора. Но среди христиан есть иные расхождения и разномыслия. Даже в среде истинных христиан – православных – бывают различные мнения. Кто-то живет так, что показывает, что вот он изучил богословие и иные науки и уже все меряет этими знаниями. У таких получается, что знание важнее всего. Вот изучил такой человек что-то и уже говорит, что многое не так, как традиционно принято считать в Церкви. У таких ученых людей уже первое Евангелие было от Марка, хотя Церковь всегда считала, что от Матфея. У них и многих библейских персонажей «на самом деле не было». У них все сомнительно и они легко могут впасыь в заблуждения. У таких получается «горе от ума»».
«А есть иная крайность: очень верующие люди начинают считать, что только одной ревностью в благочестии достигается спасение. И они уже не верят в науки, в знания. И эта их ревность не по разуму. И они тоже могут заблуждаться и даже впадать в ереси. Кстати, церковные историки говорят, что многие еретики как раз были людьми очень ревностными и строгими. Основоположник той самой ереси арианства, Арий, был весьма строг, был таким суровым старцем по отношению к своим духовным чадам. А получилось, что его строгость была напрасной – он не нашел ни спасения ни жизни вечной, а как поется в стихире вечерни нынешнего праздника Арий «вещество огня вечнаго себе сокровеществуяй»».
«Дорогие братия и сестры! Давайте стараться быть умеренными в своих суждениях, избегать крайностей. Давайте использовать как знания, так и духовный опыт для нашего спасения. Знания – это сила, но они тщетны без опыта богопознания. И в мiрских делах теория должна сочетаться с практикой, а практика быть ведомой теорией. Да будем просить Господа, чтобы Он молитвами святых Отцов утвердил нас в истине, в Православной вере, в познании Бога-Отца и посланного Им Сына, Иисуса Христа, дабы этим знанием мы имели жизнь вечную!»

The choir beautifully performed the hymns of the feast of the Ascension and dedicated to the Holy Fathers of the First Council.

After the dismissal of the Liturgy the Rector offered a special prayer for the deliverance from pestilence. He also preached a short sermon in English explaining the ideas of his Russian homily and made some announcements.