The Gospel of John, 20, 19-30:
Then, the same day at evening, being the first day of the week, when the doors were shut where the disciples were assembled, for fear of the Jews, Jesus came and stood in the midst, and said to them, “Peace be with you.” When He had said this, He showed them His hands and His side. Then the disciples were glad when they saw the Lord. So Jesus said to them again, “Peace to you! As the Father has sent Me, I also send you.” And when He had said this, He breathed on them, and said to them, “Receive the Holy Spirit. If you forgive the sins of any, they are forgiven them; if you retain the sins of any, they are retained.” Now Thomas, called the Twin, one of the twelve, was not with them when Jesus came. The other disciples therefore said to him, “We have seen the Lord.” So he said to them, “Unless I see in His hands the print of the nails, and put my finger into the print of the nails, and put my hand into His side, I will not believe.” And after eight days His disciples were again inside, and Thomas with them. Jesus came, the doors being shut, and stood in the midst, and said, “Peace to you!” Then He said to Thomas, “Reach your finger here, and look at My hands; and reach your hand here, and put it into My side. Do not be unbelieving, but believing.” And Thomas answered and said to Him, “My Lord and my God!” Jesus said to him, “Thomas, because you have seen Me, you have believed. Blessed are those who have not seen and yet have believed.” And truly Jesus did many other signs in the presence of His disciples, which are not written in this book; but these are written that you may believe that Jesus is the Christ, the Son of God, and that believing you may have life in His name.
Евангелие от Иоанна, 20, 19-30:
В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
Проповедь настоятеля, прот. Игоря Тарасова, в Неделю Фомину:
Дорогие братия и сестры! Мы завершили Светлую пасхальную седмицу и встретили новый праздник – Фомину неделю, или Неделю Антипасхи. Сегодня церковная служба посвящена уверованию апостола Фомы в Воскресение Христа. Это событие описано в сегодняшнем Евангелии.
Когда воскресший Спаситель явился Своим ученикам, то среди них не было апостола Фомы. И когда Фома увидел других апостолов, радующихся о Воскресении Христовом, он им не поверил и сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). Позже, именно на восьмой день после Своего Вокресения, как мы и празднуем сегодня восьмой день по Пасхе, Христос вновь явился Своим ученикам, когда Фома уже был с ними. Господь предложил ему коснуться Его язв распятия, вложить перст в эти раны и руку в ребра и удостовериться, что перед ним Воскресший Христос. Фома так и сделал и после этого уверовал и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20, 26-28). Спаситель же сказал Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29).
Итак, согласно этих слов Христа, лучше веровать, не видев; лучше принимать на веру то, в чем мы не удостоверились. Именно в этом и состоит добродетель веры. В этом и отличие веры от знания: если мы веруем, то мы можем и не знать, но принимать нечто на веру. Однако Господь не осуждает и апостола Фому за его недоверчивость. В песнопениях сегодняшнего праздника неверие Фомино также называется «добрым». Почему так? Потому что через это неверие Фомы мы все получили и подлинную веру и подлинное знание о Воскресении Христовом.
Вера вместе с надеждою и любовью называется «богословской добродетелью». А богословие означает не только веру, но и какие-то знания о Боге и о Божественном замысле о человеке. Они подобны апостолу Фоме, который желал убедиться. В сегодняшнем кондаке мы поем: «Любопытною десницею жизноподательная Твоя ребра Фома испыта, Христе Боже». Какие красивые слова – «любопытною десницею»! То есть сама десница, правая рука Фомы была любопытной. Она была орудием его интереса, ею Фома хотел потрогать, осязать раны Христовы.
Таким же образом дети своими руками все хотят потрогать, подержать, чтобы узнать, что оно такое. Я хорошо помню как в раннем детстве, когда мне было года три, я вдруг захотел потрогать лампочку. Вечером меня должны были укладывать спать и потушили настольную лампу. А я сразу после этого схватил ее рукой. «Любопытною десницею». Результат был плачевный – я конечно же обжегся, плакал и потом у меня на пальце был волдырь. Но это был мой личный опыт.
И вот, дорогие братия и сестры, апостол Фома сегодня показывает нам, что для него был важен его личный опыт. Для веры он был ему необходим. Фома показывает, что для того, чтобы веровать во Христа, надо вместе с Христом пройти тот путь, который прошел Христос. Фома хочет прикоснуться к видимым знакам страдания Спасителя и Господа Иисуса Христа. Он хочет быть сопричастным этим страданиям, увериться, что, несмотря на эти страдания, и вопреки этим страданиям Христос не умер, но воскрес. И это называется – личный духовный опыт человека. Как есть просто жизненный опыт, как у меня с лампочкой в детстве, так есть и духовный опыт, как у Фомы с осязанием ран Христовых. Пока человек сам в своей душе не переживет умирание со Христом, пока человек своей душой не поймет, почему без страданий Спасителя нам с вами невозможно спастись, он не увидит и света Воскресения Христова, не будет иметь осознанную и твердую веру, богословскую добродетель.
Апостол Фома хотел убедиться в подлинности того пути, которым прошел Богочеловек Господь наш Иисус Христос, в подлинности того, что, действительно, Христос взял на Себя грехи всего міра, что не обманываются ученики, что их умерший Учитель снова стал жить силою Божества. И вот потому Церковь называет это неверие Фомино блаженным – ибо тот духовный опыт, который пережил апостол Фома, стал теперь опытом всей Святой Церкви. И нам с вами, для того чтобы увериться в подлинности Воскресения Христова, не нужно самим осязать раны Христовы, но можно довериться опыту Святой Церкви. Через Церковь Христову мы получаем подтверждение подлинности Воскресения Иисуса Христа.
И вот, дорогие братия и сестры, духовный опыт есть у каждого человека. Этот опыт состоит в том, как мы молимся, как мы боремся со своими грехами, как относимся к ближним. Не всегда он бывает хороший, положительный. Много на этом пути приходится ошибаться, падать, «набивать шишек». Но мы имеем великое счастье в том, что у нас есть твердая несокрушимая опора – духовный опыт всей Святой Православной Церкви, которая учит нас и молитве, и добрым делам, и борьбе с грехами, и жизни по заповедям Христовым. И именно поэтому мы те «блаженные, не видевшие, но уверовавшие».
В нынешнее время карантина, когда мы вынуждены пребывать в своих домах, мало встречаться с другими, не ходить в храм, нами также приобретается ценный и особенный духовный опыт. И важно, чтобы он был нам на пользу. И он будет полезен, если мы его будем приобретать вместе с церковной полнотой: молиться, слушать церковные службы, читать проповеди пастырей, пребывать в духовной связи с Матерью Церковью.
Дорогие братья и сестры! Христос воскресший уверяет нас через опыт Церкви и уверовавшего апостола Фому в подлинности Своего тридневного Воскресения. Будем славить Его, радоваться о Христе воскресшем и делиться этой радостью со своими ближними!
Воистину воскресе Христос!