On December 15, on the 26th Sunday after Pentecost, Rector of St. George Church, Archpriest Igor Tarasov headed the service of Divine Liturgy in our parish temple. After the reading from the Holy Gospel he preached the following homily in Russian:
“Дорогие братия и сестры! Сегодня чтение из святого Евангелия от Луки повторяет для нас рассказ о молодом человеке, у которого состоялся разговор с Господом нашим Иисусом Христом. Они говорили о наследовании жизни вечной. Пару месяцев назад мы слышали и обсуждали тот же рассказ записанный в Евангелии от Матфея. Св. евангелист Матфей говорит, что это был богатый юноша, а сегодня св. евангелист Лука называет его «одним из начальствующих». В обоих случаях речь идет о богатом молодом человеке, который желал духовного совершенства. Так как не совсем давно мы уже говорили об этой евангельской истории, сегодня нам следует затронуть некоторые иные стороны разговора между Христом и этим человеком.”
“Молодой человек начал свой разговор с Иисусом с обращения к Нему как к «Учителю благому». Господь сразу же поправил его и сказал: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Лк. 18, 19). Этими словами Христос пожелал подчеркнутъ Свое человечество и поучить юношу, что никого нельзя с легкостью называть благим, то есть добрым. Один Бог является поистине благим, действительно добрым. Бог является Источником всякого блага, Он является единственным совершенным существом. Поэтому никто иной не может считаться поистине добрым. Св. Дионисий Ареопагит писал, что первоначальное имя Бога есть «Благий», потому что о Боге нельзя сказать, что в Нем первичнее – бытие или благость.”
“Истинно и совершенно благий Бог подает Свою благость всему творению. Когда Бог сотворил мир, Он Сам сказал, что мир хорош. В Книге Бытия мы читаем: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Бог не бывает причиной зла. Зло стало существовать как результат свободной воли творений – ангелов и человека. Любопытно, что мусульмане верят, что Бог является источником как добра, так и зла в мире; согласно их вере, зло также исходит от Аллаха, а значит, у них Бог не только благой, но и злой. Наша христианская вера, в отличие от ислама, состоит в том, что Бог – бесконечно добрый и не может быть источником зла и несчастия. Все нехорошие явления в мире исходят не от Господа Бога, но от злой воли людей, а также от вредных деяний злых духов.”
“Когда первый человек нарушил единственную заповедь данную ему Богом в раю, все земное творение зделалось проклятым и открытым для нападений злых сил. Зло стало частью нашей природы. Зло пропитало все творение. Однако Божия благость остается доступной для нас. Желание творить добро посеяно в наших сердцах, так же как и злые наклонности. Поэтому согласно христианскому пониманию, учению святого Евангелия и святых Отцов, путь спасения очень труден. Это тяжелый труд над уподоблением нашей грешной природы святой природе Божией. Это постоянная борьба добра со злом в наших сердцах. И поэтому не совсем по-христиански звучит, когда кто-нибудь говорит сам о себе, как о хорошем человеке. В частности, в Америке можно иногда услышать как люди на полном серьезе могут сказать о себе: «Я – хороший человек». Нет, мы не хороши, не благи. «Никто не благ, как только один Бог» (Лк. 18, 19). Мы же можем только стремиться походить на Него. Тогда мы становимся хороши из-за добра, которое мы творим или хороши в том, что мы стремимся к добру, желаем его. Вместе с тем мы грешны, а значит не полностью хороши. И мы были бы еще хуже без помощи Божией.”
“Молодому человеку в сегоднешнем Евангелии было очень тяжело последовать за Иисусом, потому что он был слишком привязан к своему богатству. Поэтому Христос сказал, что очень тяжело богатому войти в Царствие Божие. Но у каждого человека, не только у богатого, может быть что-то, чем он не очень хочет пожертвовать. Всем нам нелегко отказаться от определенных вещей ради спасения. У каждого бывает что-нибудь, что делает трудным его вход в Царствие Божие. Это вещи, к которым мы очень привязаны на земле и которые отдаляют нас от неба. Из-за них мы становимся менее благими и стяжаем меньше Божией благости. В таком безнадежном положении привязанности к земным вещам мы нуждаемся в особой, сверхъестественной помощи, чтобы спастись. И Бог подает нам такую помощь, которую мы называем Божией благодатью. Поэтому Христос говорит: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 19, 27).”
“Поэтому, дорогие во Христе братия и сестры, будем жить, стяжав Божественную благодать, единственную помощь, которую мы можем получить для нашего спасения. Будем умножать добрые дела, чтобы мы становились ближе к Богу, Источнику всякого блага. Да будем помнить о нашей немощи и недостоинстве, чтобы по смирению нашему получить силу Божией благодати и тогда стать достойными благого и человеколюбивого Господа нашего Иисуса Христа и унаследовать Его вечное Царствие Небесное. Аминь.”
During preparation for Holy Communion the choir nicely performed the hymns to Prophet Habakkuk whose memory was celebrated that day.
Following the dismissal of the Liturgy the Rector said a few words in English addressing the ideas of his Russian homily. He also congratulated our Sacristan and altar server Andrew Malyshev on his past name day wishing him all God’s blessings and many years. A traditional Polychronion (“Mnogaia leta!”) was proclaimed.
After the service the Malyshev family prepared a lunch and coffee to mark Andrew’s past name day. So, the Rector and parishioners spent some time enjoying simple meals and a nice company.